21 мая – 100 лет со дня рождения русского писателя Бориса Васильева.
«Я убежден, что искусство не должно выступать
в роли утешителя, его функция – обнажать
перед людьми опасности в любых их проявлениях,
будить совесть и учить сочувствию и добру…»
Б. Л. Васильев
Уже были созданы сотни книг о грандиозных битвах – под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина. Заканчивалась первая четверть века после войны. И тогда прозвучал негромкий голос Бориса Васильева о безвестных девчонках, погибших в Карельских болотах. Повесть «А зори здесь тихие» изумила своей человеческой правдой о войне, о юных девочках, которые погибли весной 1942-го, без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически.
Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев – автор любимых всеми нами книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты, шли солдаты». Он закончил 9 классов, когда началась Великая Отечественная война, и в 17 лет добровольцем ушёл на фронт.
«…Мне и вправду выпал счастливый билет, – считал писатель, – Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем, боевом, под Вязьмой, в марте 43-го я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».
Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске, в семье кадрового офицера царской, а после – Красной армии и бывшей дворянки. Здесь, в Смоленске, он провел детство, потом семья переехала в Воронеж.
Его отец, Лев Васильев, в молодости выбрал военную карьеру и незадолго до начала Первой Мировой войны поступил в школу прапорщиков. В 1915 году офицера отправили на фронт. Хорошие отношения с бойцами подразделения спасли ему жизнь во время революции: когда солдаты массово переходили на сторону большевиков, они не тронули начальство и предложили Васильеву присоединиться к Красной Армии. После гражданской войны он стал кадровым военным. Борис Васильев вспоминал: «Ни отец, ни мама никогда мне ничего не рассказывали о себе. Ни о своем детстве, ни о своей молодости. Они исходили из главного принципа того времени, когда я был ребенком: чем меньше я буду знать о прошлом, тем спокойнее будет моя жизнь».
Мать будущего писателя, Елена Тихонова, принадлежала к знатному дворянскому роду. Ее отец был народником и участвовал в студенческих демонстрациях. Во время революции он добровольно отдал земли общине, но оставил себе родовое имение. Борис Васильев в детстве проводил много времени с дедом и летом жил в его поместье Высокое недалеко от Смоленска.
Первые 10 лет жизни образованием Бориса занималась мама. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В школу он пошел только в Воронеже, куда по службе перевели отца в 1934 году. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Борис Львович вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса. Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать». Зато он успевал многое делать по внеклассной работе: играл с товарищами в школьных спектаклях, издавал свой рукописный журнал.
В 1941 году судьба снова забросила Васильева в Смоленск. В самый огонь Смоленского сражения. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант. Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню. 3 июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходил практически четыре месяца.
«Окружение – это голод, голод и еще раз – голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А еще это усталость и чувство обреченности, это – сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но – есть» – вспоминал позже Борис Васильев.
В октябре 1941 года Борис добрался до советских частей. Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, в Воронеж. Но будущий писатель попросил отправить его на курсы военного дела. Командование пошло навстречу, и Борис Васильев стал курсантом кавалерийской полковой школы под Липецком. Обучение длилось два года. В 1943 году Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую. Через несколько месяцев он попал на мину во время боевого задания под Вязьмой. Его доставили в костромской военный госпиталь. Ранение было тяжелым – врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.
После выздоровления он сдал экстерном экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года получил направление на учёбу в Военную академию бронетанковых войск. Попав в армию, уволился из нее Борис Васильев только в 1954 году, и причиной своего увольнения в рапорте назвал желание заниматься литературой.
Однако война из жизни писателя никуда не делась. Борис Львович называл XX век чрезвычайным, и вся его жизнь оказалась связанной с главной трагедией этого столетия. Он писал пьесы, киносценарии, исторические романы и даже шутки для КВН, но весь мир знает его как автора одних из самых пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. И все-таки, рассказывая о войне, о смерти, о горе, он воспевал жизнь, любовь и веру в человека.
В лучших произведениях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, Васильев нашёл уникальную интонацию, доброжелательную и сочувственную к простому человеку, полную печальных напоминаний о трагической судьбе тех, кто сгинул в беспощадных жерновах войны.
Истинный успех пришел к писателю после публикации повести «А зори здесь тихие…», экранизированной впоследствии режиссером Станиславом Ростоцким. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами. Светлые образы героинь, их мечты и воспоминания о любимых, создают разительный контраст с нечеловеческим лицом войны, которая не пощадила их – юных, любящих, нежных. Но и через смерть они продолжают утверждать жизнь и милосердие.
Васильев скуп на слова, в самые трагические, последние минуты он пишет, стиснув зубы, а мы читаем, чувствуя комок в горле… Эта книга наделена «наивысшей силой взорвать» внутренний мир человека, и даже самый стойкий читатель не сможет остаться равнодушным.
В 1973 году фильм «А зори здесь тихие…», снятый по повести Бориса Львовича, номинировался на «Оскар». Но «Оскара» получил фильм «Кабаре». Сам Борис Васильев с этим был согласен. В фильме «Кабаре» показана эпоха, а здесь частный случай.
В центре романа «В списках не значился» – судьба молодого лейтенанта Николая Плужникова, прибывшего к месту службы – в Брестскую крепость –поздним вечером 21 июня 1941 года, а потому и не успевшего попасть в список состава гарнизона, но ставшего впоследствии последним защитником героической крепости.
«В списках не значился» – это история становления героического характера, мужающего в огне войны.
Коля Плужников прибывает в Брестскую крепость в ночь на 22 июня 1941 года. Он почти еще мальчик, очень наивный и непосредственный. Война резко меняет жизнь и сознание Николая. Ценой тяжких ошибок, познав высокую любовь и низкое предательство, Плужников приходит к пониманию того, что от его личного участия зависит многое. Во второй части романа происходит превращение мальчика в воина, в «товарища командира».
Но когда погибли все друзья Плужникова, когда он остается единственным действующим бойцом в занятой, но непобежденной крепости, разворачивается основное действие романа. Непокоренный сын непокоренной родины не чувствует себя побежденным. Брестская крепость не пала, а просто истекла кровью, и Плужников – последняя ее капля.
Подвиг Плужникова столь высок, что он поражает даже врагов. Когда он шел к санитарной машине, «вдруг немецкий генерал, щелкнув каблуками, вскинул руку к козырьку. Солдаты вытянулись и замерли. Но тот, кому отдавали честь враги, уже ничего не видел. Он был выше славы и выше смерти. Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».
Невозможно читать без слез эту последнюю главу романа, в которой автор ни разу не назвал своего героя по имени. В начале романа он был для нас Колей Плужниковым, потом «товарищем командиром», а прощаемся мы с неизвестным русским солдатом, чье имя навеки осталось в народной памяти, хотя сам он и в списках не значился.
В 1976 году Борис Васильев написал роман «Завтра была война» о предвоенном времени. По сюжету, отца убежденной комсомолки Вики признали врагом народа. В школе на десятиклассницу давили и хотели добиться того, чтобы Вика публично от него отреклась. Она отказалась и покончила с собой.
Писатель вспоминал: «Я работал по десять часов в день, писал быстро, и повесть стекала с кончика пера почти без помарок. Я знал, что она получилась, потому что проверил ее на моих друзьях. И редакция «Юности» ревела взахлеб, и всех все устраивало, и… И ее набрали, но в свет она так и не вышла. Ее не пропустил Идеологический отдел ЦК, и журнал вышел с опозданием на месяц без этой повести». Васильев показал в произведении молодое поколение, разочарованное в своих идеалах. Цензура не могла пропустить такое в печать, и до 1984 года повесть была под запретом.
В 1985 году в Московском академическом театре им. Владимира Маяковского состоялась премьера спектакля «Завтра была война». А через два года выпускник ВГИКА Юрий Кара снял по мотивам повести одноименный фильм. Это была дипломная работа режиссера. Кара сделал в фильме акцент на сталинских репрессиях и противостоянии старшего поколения и нового. Кинолента получила золотую медаль имени А. П. Довженко за «Лучший военно-патриотический фильм».
Книга «Аты-баты, шли солдаты» – литературная версия сценария фильма «Аты-баты, шли солдаты». Фильм все смотрели, поэтому сценарий все представляют. Но вот эмоциональную нагрузку представить трудно. Вроде бы всё одно и то же, даже фразы те же самые. Но эти отличия ничего не меняют.
И тем не менее, не смотря на минимум отличий, книгу читать гораздо тяжелее, чем смотреть фильм. В книге есть эпизод, когда сын Свата, приехавший помянуть отца, от нахлынувших эмоций теряет сознание. И немудрено. Читая книгу, приходится прерываться, чтобы схлынули эмоции.
В фильме не акцентируется внимание, что все погибли, поэтому сохраняется надежда. В книге чётко написано, что немецкие автоматчики ходили по полю и добивали раненых. Книга очень короткая, всего 98 страниц. Поэтому прочитать её можно за час. Но не получается, потому что слишком тяжело.
Роман «Не стреляйте белых лебедей», изданный в 1973 году, многие знают благодаря его экранизации 1980 года, снятой на «Мосфильме». Сценарий Кириллу Рапопорту помогал писать сам Васильев. Это – первое крупное и известное произведение автора, посвященное мирной, казалось бы, жизни. Почему «казалось бы»? Потому что герою романа, несмотря на мирное время, приходится воевать – за жизнь прирученных лебедей, за себя и свое место в обществе.
Егора Полушкина односельчане зовут не иначе, как Егор Бедоносец. Это прозвище к нему применяет даже законная супруга. Егор не может приспособиться ни к одной работе – все, за что он ни берется, заканчивается или неприятностями, или недоразумением. После долгих поисков Полушкин, наконец, находит своё призвание – он устраивается работать егерем. Единственными друзьями Егора становятся белые лебеди, о которых он заботится с особой нежностью. Но однажды его счастье кончается: в лес приходят браконьеры, которые без труда убивают ручных птиц.
«Когда я вхожу в лес, я слышу Егорову жизнь, – писал Васильев. – В хлопотливом лепете осинников, в сосновых вздохах, в тяжелом взмахе еловых лап. И я ищу Егора. Я нахожу его в июньском краснолесье – неутомимого и неунывающего. Я встречаю его в осенней мокряди – серьезного и взъерошенного. Я жду его в морозной тишине – задумчивого и светлого. Я вижу его в весеннем цветении – терпеливого и нетерпеливого одновременно. И всегда поражаюсь, каким же он был разным – разным для людей и разным для себя. И разной была его жизнь – жизнь для себя и жизнь для людей. А может быть, все жизни разные? Разные для себя и разные для людей? Только всегда ли есть сумма в этих разностях? Представляясь или являясь разными, всегда ли мы едины в своем существе? Егор был единым, потому что всегда оставался самим собой. Он не умел и не пытался казаться иным – ни лучше, ни хуже. И поступал не по соображениям ума, не с прицелом, не для одобрения свыше, а так, как велела совесть».
В бурные перестроечные годы Борис Васильев активно включился в общественную жизнь, стал делегатом I съезда народных депутатов. После участия в комиссии по расследованию разгона антисоветского митинга в Тбилиси в апреле 1989 года, последствия которого власти безуспешно пытались скрыть, писатель вышел из КПСС. С этого времени он начал интересоваться историей, написав серии исторических романов о Древней Руси: «Вещий Олег», «Александр Невский», «Ольга, королева русов», «Князь Святослав», «Владимир Красное Солнышко», «Владимир Мономах». В политических взглядах Б. Л. Васильев, подобно многим писателям-фронтовикам – Д. А. Гранину, В. В. Быкову, В. П. Астафьеву, В. П. Некрасову и другим – придерживался твёрдых антисталинских позиций.
Творчество писателя было отмечено многочисленными наградами СССР и России. Борис Львович Васильев – лауреат Государственной премии СССР, лауреат премии Президента России в области литературы и искусства. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами Дружбы народов.
Интересные факты о писателе
Во время практики в Ленинграде Борис Васильев с женой чуть не подорвались на заминированном поле. В 1945 году они должны были испытать самоходную артиллерийскую установку и приехали на линию обороны. В книге «Век необычайный» он вспоминал: «И тут я увидел незабудки. Пока Зоря разглядывала вчерашнее поле тяжелейших боев, перешагнул через проржавевшую колючую проволоку и направился прямехонько к незабудкам. И уже набрал букетик, когда вдруг увидел минную растяжку. Проследил глазами и заметил мину, к которой она вела. Мину с невывинченным взрывателем. И понял, что меня занесло на неразминированный участок». С поля Васильева вывела жена, она шла первая: литератор еще с молодости страдал близорукостью.
Правильное название романа Васильева – «Не стреляйте белых лебедей». Предлог «в» случайно добавил корректор журнала «Юность», в котором публиковалось произведение писателя. В дальнейшем многие издания печатали на основании этого текста, поэтому ошибку стали повторять.
Спектакль «Завтра была война» показывали в Национальном театре в Лондоне. Этого добилась известная английская актриса Ванесса Редгрейв. Она была на премьере постановки в Театре имени Владимира Маяковского, и ей так понравилось, что актриса стала ходить на каждый показ. В театре Редгрейв познакомилась с Борисом Васильевым и сказала ему, что добьется спектакля по его пьесе в Лондоне. Так и вышло: вскоре труппа получила приглашение на гастроли в британскую столицу. Васильев вспоминал: «Завтра была война» игралась в огромном Национальном театре за мостом Ватерлоо при полных аншлагах, но на первом спектакле Ванессе переводить не пришлось; в зале была русская публика. Не только из советского посольства, но и эмигранты первой и второй волн».
Борис Львович Васильев – интеллигент, потомственный дворянин, фронтовик – воплощение целой эпохи. Представитель «гвардии» писателей, которые, к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. Но, не бесследно, а оставляя после себя богатое литературное наследие.
Ссылка:
https://vk.com/wall-216107699_197
Файл:
VID-20240521-WA0004.mp4